Иконописец Сергей Щербатых: "Цель моей работы - сохранить древние каноны православного искусства" | Новости Тулы

Иконописец Сергей Щербатых: "Цель моей работы - сохранить древние каноны православного искусства"

Опубликовано: 14 Июня 2019 11:24
Иконописец Сергей Щербатых: "Цель моей работы - сохранить древние каноны православного искусства"

В древности считалось, что рукой иконописца движет Бог, поэтому работы свои старые мастера не подписывали , поэтому те, чьими творениями мы не устаем сегодня восхищаться, в большинстве своем остаются неизвестными. Однако история все-таки сохранила для потомков имена семи мастеров, творчество которых перевело русское иконописание в разряд величайших достижений как национальной, так и мировой культуры. Это – Феофан Грек, Андркй Рублев, Дионисий, Даниил Черный, Гурий Никитин, Симон Ушаков и Федор Зубов.

А теперь возвратимся из времен исторических в наши дни. В Богородицке, в тиши студий детской художественной школы подрастают возможные преемники славы великих предков: в классе иконописи под руководством преподавателя Сергея Щербатых изучают древнее искусство наши юные земляки. Девчонки и мальчишки, многие из которых растут в семьях неимоверно далеких даже от знания основ теологии, старательно познают тайны , традиции и приемы написания икон, сохраняющиеся в неизменном виде чуть ли с момента крещения Руси. Сегодня к этим тайнам смогут прикоснуться и читатели газеты «Богородицкие вести».

Рассказывает Сергей Щербатых:

- Когда-то, много лет назад, я сам был учеником художественной школы, в которой ныне работаю преподавателем. Уже тогда, в детстве, твердо решил, что свою профессиональную деятельность свяжу с искусством. И после получения аттестата зрелости подал документы и поступил в Калининское (в настоящее время – Тверское) художественное училище, которое и закончил в 1985 году. С дипломом в кармане вернулся в Богородицк, в родную школу, но проработать здесь успел всего несколько месяце, после чего получил повестку из военкомата и отправился на службу в армию. Отправился, даже не подозревая, что именно там, в армии, встречу человека, знакомство с которым полностью изменит мою судьбу, мой взгляд на окружающий мир: мой новый приятель оказался учеником известного в церковных кругах иконописца архимандрита Зинона, монаха Псково-Печерского монастыря.

Сразу же после увольнения в запас я поехал в монастырь, в мастерскую отца Зинона, попросился к нему в подмастерья. Ничего, конечно, не умел, не знал, поэтому работу поначалу выполнял «черную»: растирал краски, готовил доски. Учился старательно и вскоре написал свою первую икону – Спаса Нерукотворного.

Вскоре вернулся к преподавательской деятельности в Богородицке, но, как только появлялась возможность и свободное время, вновь отправлялся на Псковщину, за новыми знаниями. В своем увлечении древним искусством я был не одинок: через несколько лет при мастерской архимандрита Зинона сложился кружок единомышленников, приезжавших сюда из самых разных уголков Советского Союза. Вместе мы посещали храмы, любовались ликами святых в соборах Москвы, в Троице-Сергиевской лавре.

И как-то постепенно, по мере накопления знаний и опыта, у меня родилась идея открытия класса иконописи в нашей городской художественной школе. Начиная с 1987 года начал, помимо основных уроков, предлагать ребятам - тем, кому это было интересно, - оставаться на дополнительные занятия.

Должен признаться, тогдашнее руководство отдела культуры, под эгидой которого работало учреждение дополнительного образования, в восторг от моей идеи не пришло, довелось выслушать не один выговор за пропаганду культового искусства. Это было совершенно естественно для страны массового атеизма.

Но, уже начиная с 1988 года, после празднования тысячелетия крещения Руси, в обществе наступило «потепление», а еще через два года у нас был официально открыт класс иконописи. Первый и единственный во всей Тульской области, каковым он остается и по сей день!

Дети у нас занимаются самые разные, но не моложе 13 лет – малышам просто не справиться с работой. Обычный курс обучения – 4 года, но после его окончания никого не гоним: хотят – пусть ходят. Ребята не только богородицкие, некоторые приезжают из Узловой, из Тулы, их Киреевска. И это радует: значит, не умирает древнее русское искусство!

Многие мои ученики стали профессиональными иконописцами: Андрей Жуковский, Андрей Михайлин, Валерий Пицин, Тимур Филимонов, Геннадий Емельяненко, Ирина Морозова, да и моя супруга Ольга освоила мастерство. В храмах не только Богородицкого района и Тульской области, но и всего Центра России сегодня имеются выполненные нами работы. Иконостасы в церквях сел Левинка и Новопокровка, Казанский и Успенский храмы в Богородицке расписывали мы. В Воронежской, Липецкой, Ярославской, Луганской областях – везде знают богородицких мастеров.

А цель моей работы - сохранить древние каноны православного искусства. Этому, по велению сердца, посвящаю свою жизнь. И очень хочу верить, что иконы, написанные мной и моими учениками, будут жить столетиями.

 

Наша справка: Сергей Щербатых художественный талант унаследовал от дяди Василия Щербатых, известного в городе художника и ювелира.

В семье Сергей – первый иконописец, но уже не единственный: по стопам супруга уверенно идет жена Ольга; старший сын Иван – ученик отца, в копилке его работ – несколько расписанных иконостасов в храмах Тульской области. Средний сын Николай учится в семинарии, готовится принять духовный сан. И только младший, еще школьник, Кирилл профессию для себя выбрал хоть и гуманную, но от религии далекую он мечтает стать врачом.

Другие материалы по теме

Загрузить ещё

Выбор новостей по дате