На Шатском водохранилище поднимут со дна затонувший во время войны грузовик | Новости Тулы

На Шатском водохранилище поднимут со дна затонувший во время войны грузовик

Опубликовано: 10 Августа 2018 09:25
На Шатском водохранилище поднимут со дна затонувший во время войны грузовик

В эти дни на Шатском водохранилище в городском округе Новомосковске начинается крупномасштабная экспедиция по подъёму со дна автомобиля, затонувшего во время Великой Отечественной войны. Для этого на одном из предприятий города создан специальный плот-катамаран.

Вот что пишет на своей странице в социальной сети участник экспедиции новомосковец Алексей Юлин:

– Хочется отметить, что с момента поднятия легендарной БМ-13 Катюши в этом году исполняется 30 лет (1988 год). А эта машинка пролежала на дне с 1941 или с 1942 года и ржавеет там соответственно 77 лет. Ну что же, на Дороге Жизни на Ладожском озере до сих пор поднимают эти машины – остаётся одна рама и двигатель. Но реконструкторы творят чудеса и, эти грузовички, через какое-то время возглавляют своим ходом Бессмертные Полки.

Новомосковская полуторка имеет целые деревянные грузовые борта, целую заднюю резину типа «гусматик», передние колёсные диски куда-то делись (значит были сняты, когда машина стояла на льду), по кабине – есть ступица руля, педали, всё в разбитых стёклах. Стойки кабины и крышу из дерева буду поднимать отдельно. Вокруг машины много металломусора – всё надо находить и поднимать.

С моторным отсеком вообще наощупь подружиться не получается из-за нулевой видимости в воде. Пробовал три раза, но явной картины не вырисовывается. Много рваных острых металлических частей. Скорее всего подтверждаются свидетельства жительницы Васильевки (ФИО история не сохранила – опрашивалась поисковиками 10 лет назад), что «машина двигалась по льду водохранилища и была расстреляна из пулемёта немецкими оккупантами. В кабине были лейтенант и водитель-рядовой. Отстреливались, были убиты. Так и лежали на льду возле грузовика, т.к. немцы хоронить местным жителям не разрешили. Были похоронены в деревне Богдановке после освобождения Сталиногорска войсками РККА».

Соответственно, автомобиль мог простоять на льду до весны 1942 года, и «нужные в хозяйстве вещи» могли быть взяты местными жителями.

Ещё интересно, что машина не «утопла» в илу, стоит на твёрдом грунте (ну почти), что очень облегчает процесс её исследования и подъёма.

25 лет Конституции